|
БОЛЬШЕГОРОДИЩЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Н. Г. СУРНЕВА
|
|
СЛАВА ГЕРОЮ!
Герой Советского Союза1072;1072;
1923 - 1952 Биография Ø Родился 18 февраля 1923 года в селе Большое Городище Шебекинского района Белгородской области, в семье крестьянина. Ø В 1938 году окончил 7 классов неполной средней школы, затем 2 курса медицинского техникума и аэроклуб. Ø В 1940 году был призван в ряды Красной Армии. Ø В 1942 году окончил Чугуевское военное авиационное училище лётчиков и около года Николай Сурнев служил в ней же лётчиком - инструктором. Ø С Августа 1943 года младший лейтенант Н. Г. Сурнев в действующей армии. Он начал воевать в своих родных местах - на Белгородском направлении. Ø После окончания воздушных схваток на Белгородском направлении, Сурнев Н.Г.сражался под Изюмом, Запорожьем, Никополем. Принимал участие в освобождении Одессы и Николаева, Молдавии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Австрии. Ø К марту 1945 года - заместитель командира эскадрильи 866-го истребительного авиационного полка (288-я истребительная авиационная дивизия, 17-я Воздушная армия, 3-й Украинский фронт ). Ø Старший лейтенант Н. Г. Сурнев совершил 177 боевых вылетов, провёл 53 воздушных боя, в которых лично сбил 18 самолётов противника. Ø Всего произвёл 261 боевой вылет, в 64 воздушных боях лично сбил 23 вражеских самолёта на самолётах Як-1, Як-9 и Як-3. Ø 18 Августа 1945 года за мужество, проявленное в годы войны, удостоен звания Героя Советского Союза. Николаю Сурневу было 22 года. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1 и 2-й степени, медалями. Ø После окончания Великой Отечественной войны продолжил службу в ВВС. Ø 5 Марта 1952 года Подполковник Н. Г. Сурнев погиб в авиационной катастрофе. В селе Большое Городище установлен бюст Героя, его именем названа улица этого села и Большегородищенская средняя школа. Ø Как вспоминает бывший командир 288-й истребительной авиационной дивизии Герой Советского Союза Борис Александрович Смирнов: · «У Сурнева удивительно быстро развивались профессиональные качества, необходимые лётчику - истребителю: умение точно ориентироваться, быстро и правильно оценивать обстановку в воздухе, определять своё место в бою и метко стрелять. В числе других молодых пилотов его отличало и высокое мастерство в технике пилотирования. Словом, в ратном труде Николай не уступал тем, кто начал войну значительно раньше». · Мастерами штурмовых ударов зарекомендовали себя капитаны М. Ф. Батаров, Н. Г. Сурнев, старшие лейтенанты И. Т. Фролов, Д. Г. Барченков, В. А. Меренков и другие. · Человек редкой лётной одарённости, прошедший хорошую школу, Николай Сурнев уже в первых боевых вылетах заявил о себе как о зрелом воздушном бойце, а в конце 1944 года стал уже одним из лучших пилотов 866-го истребительного авиаполка. Особенно отличился он в январе - марте 1945 года в небе Венгрии. Ø Будучи заместителем командира эскадрильи, Николай Сурнев в боевых вылетах со своим командиром, Александром Колдуновым, как правило, возглавлял группу прикрытия. Так, 9 марта 1945 года в районе Шаброграда ( Венгрия ), прикрывая шестёрку Колдунова, он, воспользовавшись коротким замешательством немецких истребителей, в молниеносных неожиданных атаках сбил 2 вражеских самолёта. В тот день группа Як-3 ушла на очередное задание в район патрулирования. Зная повадки врага, капитан А. Колдунов распределил обязанности в бою следующим образом: часть самолётов под его руководством должна была вести борьбу с вражескими штурмовиками, а другая, возглавляемая Н. Сурневым, - сковывать боем вражеские истребители. Группа Колдунова вышла в район патрулирования на высоте 2500 метров, а Сурнева - заняла положение правее и на 400 метров выше её. Истребитель Як-3 одного из авиационных полков ВВС РККА. Весна 1945 года. Вечерело. Горизонт был затянут густой дымкой. Выполняя глубокий вираж, Колдунов увидел на миг блеснувшие в лучах заходящего солнца крылья вражеских самолётов. Они шли в сторону позиций советских войск на высоте 2000 метров. В первой группе он насчитал 10 "Фокке - Вульфов". Чуть сзади шла вторая группа штурмовиков в составе ещё 8 FW-190. Александр Колдунов с боевого разворота повёл четвёрку на сближение с первой группой FW-190. Расстояние быстро сокращалось. Вот уже легко различаются чёрно - белые кресты на крыльях вражеских самолётов. С расстояния 50 - 70 метров Колдунов открыл пушечный огонь по ведущему FW-190. Уже после второй короткой очереди самолёт задымил и, вращаясь вокруг своей оси, резко пошёл к земле. Колдунов повёл свою группу с набором высоты для новой атаки. Уже на развороте он увидел, как второй FW-190 вошёл в крутое пике, оставляя за собой шлейф дыма. Его сбил Младший лейтенант Черняков. Николай Сурнев, находясь со своими ведомыми выше основной группы, внимательно следил за поведением восьмёрки "Мессеров". Они почему - то не торопились вступать в бой. Старший лейтенант Сурнев решил воспользоваться этим и атаковать вторую группу немецких штурмовиков. По его команде "Яковлевы" ринулись на "Фоккеры". Атака принесла победу: один вражеский самолёт был сбит Сурневым. При выходе из атаки группа подверглась нападению четвёрки Ме-109. Николай Сурнев, используя маневренные преимущества Як-3, вывел свою группу из - под удара и стал заходить в хвост неприятельским самолётам. Почувствовав опасность, немецкие лётчики дрогнули: 2 из них с переворота ушли вниз, а 2 других стали в вираж. Сурнев внезапной атакой сзади снизу сбил ведомый "Мессер", который взорвался в воздухе. Старший лейтенант Космин длинной пушечной очередью поджёг ведущий Ме-109. Уцелевшие вражеские самолёты в беспорядке покинули поле боя. Капитан Колдунов собрал свою группу над населённым пунктом Калоз и повёл её на свой аэродром. Задание было выполнено: штурмовики противника не были допущены к позициям наших войск. При этом группа Колдунова уничтожила 5 самолётов противника. Ø К концу войны заместитель командира эскадрильи 866-го ИАП Старший лейтенант Н.Г.Сурнев совершил 261 успешный боевой вылет на Як-1, Як-9 и Як-3. Участвуя в 64 воздушных боях, лично сбил 23 самолёта противника. После войны Николай Григорьевич продолжал служить в ВВС. Летал на реактивных самолётах. Погиб при выполнении тренировочного полёта 5 Марта 1952 года.
Сурневы: Александр, Мария, Николай.
Село Большое Городище. Первый и современный памятник Герою
Боевые друзья: И. Бень Н. Сурнев, А. Бебин
|